Евгений Стычкин: невероятные преображения в самом громком спектакле этой осени “Норма”

Евгений Стычкин в спектакле Норма

Во Дворце на Яузе на прошлой неделе показали премьеру спектакля “Норма” по одноименному роману Владимира Сорокина. Одну из главных ролей в спектакле играет наш сосед – житель Ильинского шоссе Евгений Стычкин.

“Сошлись в одном театре режиссер Максим Диденко, писатель Владимир Сорокин и худрук Константин Богомолов. Это не анекдот [..] Такое сочетание авангардных фамилий любому приличному, считающему себя культурным человеку должно вроде намекнуть: тебе точно понравится”, – так начинает свою рецензию на премьеру спектаклям на сайте gq.ru Дмитрий Быков.

И продолжает чуть далее: “Безусловно, лучшее, что есть в спектакле, – почти голый Евгений Стычкин, выползающий в начале второго акта со словами «Здравствуйте, дорогой Мартин Алексеевич!» Здравствуйте, дорогой Евгений Алексеевич! Вас-то нам и не хватало. Вашего неожиданно точного чувства пластики, умения разговаривать без натуги даже вверх ногами, заражать зал безумием. Вся история с адресантом Мартина Алексеевича – когда обнаженный, умеющий только ползать, а затем крепнущий по мере своего сумасшествия персонаж Стычкина облачается в белый мундир и комичную фуражку, а затем вновь теряет облик, – обобщается до истории страны. Хотя бы ради этих 15 минут «Норма» норма должна была состояться. ”

Какую же роль играет наш замечательный сосед в самом громком спектакле этой осени, наделавшем много шума уже своей премьерой?

Вот что сам актер об этом рассказывает:

Фрагменты из скандального спектакля и все, что окружало премьеру – в репортаже ТК “Москва 24”:

Роман Владимира Сорокина “Норма” состоит из восьми частей, вступления и заключения.

В начале романа описано как в дом диссидента приходят сотрудники КГБ с обыском и изымают запрещенные рукописи. Далее идет пересказ этой самой рукописи, в тексте которой очень много грамматически неправильных выражений.

В третью часть собраны два неравнозначных отрывка. Первый утонченно описывает сюжет вырождения дворянского гнезда Бунина. Второй – об ужасах и нюансах антиутопий, пропитанных кошмаром сталинских времен… И так далее.

Все части романа имеют свой сюжет и действующих лиц. Складывается впечатление, что это совершенно несвязанные между собой эпизоды. Может даже показаться, что ничего не изменится если все части романа поменять местами или вовсе убрать несколько из них. Однако нужно просто на просто вникнуть, понять принцип и смысл написания таких разрозненных кусков.

Основой данного принципа являются – нормы социализма, которые люди познают изо дня в день. Только проникнув в суть написанного, становится понятен этот безупречный и функциональный роман, который способен помочь читателю выработать иммунитет против тоталитаризма. Временные рамки включают события, которые описывают 30е – 70е годы.

Сорокин пользуется рамочной композицией: сюжет вступления и заключения связан. Заключение – это дополнительная, 9-я часть романа: самиздатовского писателя Гусева арестовывают, изымают его неопубликованный роман, читателем которого является подросток. Подросток и вынес окончательный приговор Гусеву.

Основная часть “Нормы” была создана в конце 70-х годов. Самому писателю тогда был немногим за двадцать лет. Это был антитоталитарный и экстремальный для тех времен роман. А года, затронутые в произведении, пришлись на период обожания социализма, и писатель не мог предугадать сколько он продлится.

Сорокин написал роман “Норма”, чтобы не терпеть ужасы коммунистического режима.

Большинство читателей прочитали произведение через 20 лет после его написания и с лёгкостью констатировали, что эти ужасные времена уже позади. В свою очередь историей представлено огромное количество примеров упадка, и политического деспотизма государства. И если на роман взглянуть с такой точки зрения, то понятно, что суть его содержания будет актуальна во все века, не смотря на то что читать его очень неприятно и больно, однако каждый читатель с рукой на сердце может сказать: “Я смогу сделать все возможное и невозможное, чтобы избежать власти тоталитаризма”

Поколение рожденное и выросшее уже во времена распада великого Советского Союза, которому не довелось испытать кошмар пичканья принципами законов социализма, скорее всего воспримет произведение как литературное представление эпатажной метафоры.

Роман «Норма» – достаточно своеобразное произведение, оправданием которого может выступить лишь безусловная выработка иммунитета, способного спокойно воспринять весь абсурд и подавление личности людей во время тоталитаризма.

Рассказ учит тому, что, живя в то сложное время, нельзя было все свои мысли и переживания излагать в рукописях и выносить в народные массы.

Полезная статья? Поделитесь с друзьями:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *