Почему люди критикуют

Эксперт в области нейропсихологии Руслан Котковец объяснил почему мы болезненно воспринимаем критику и рассказал как научиться правильно критиковать.

Есть много людей, которые болезненно реагируют на критику. Или на чужие указания. С одной стороны это естественная реакция, учитывая что часто люди за критикой стараются спрятать желание снизить социальный статус (иерархию) другого человека. И тогда в такой критике лишь совсем немного полезной информации, а больше имеется желания просто «стать выше».

Болезненная реакция на такую критику весьма закономерна и обоснована. Никто не хочет по доброй воле быть приниженным и опущенным. Именно тогда возникает встречное желание ответить как то агрессивно и эмоционально, чтобы поставить такого критикана на место и не «потерять свое лицо». Правда часто это делается чрезмерно и лицо все таки теряется. Появляется тот самый эффект, когда отвечающий на критику выглядит не так адекватно как тот, кто эту критику высказал.

Неадекватность – это всегда признак болезненных событий прошлого.

В таком случае критикуемому полезно рассмотреть свое прошлое и понять почему он так сильно эмоционально включается. Чаще всего причиной выступает бессознательная актуализация опыта, в котором его уже унижали и критиковали. Получается такое «наслаивание» нового прецедента на старое переживание, а еще точнее новые события будят в психике старый опыт. И тогда такой человек начинает несоразмерно отвечать на текущую критику, бессознательно продолжая бороться со старыми демонами (критикующими), отстаивая свою точку зрения или право на существование, при этом уровень его эмоционального накала не соответствует текущим упрекам, но абсолютно адекватен старому опыту.

Это надо понимать и брать в расчет (наверняка многим встречались ситуации, когда будучи ребенком вы что-либо делали, а родители ругались на вас за это и критиковали. Чаще всего именно этот опыт поднимается из глубин подсознания в текущих условиях и критикуемый начинает несоразмерно отвечать на критику, борясь с ветряными мельницами прошлого).

Найдя такой опыт и проведя разграничения-различия между предыдущим критикуемым и текущим человеком, вам станет легче. Найдите 10 отличий «старого критикана» от «нового». Часто это становится достаточным минимумом для того, что бы почувствовать себя эмоционально устойчивее в текущих обстоятельствах. Вы будете меньше эмоционально включаться. Это будет особенно полезно, если вас критикует начальство.

Вам также полезно знать, что любой говорящий о вас (критикующий вас или указывающий вам) говорит в первую очередь о себе. Это его видение. Его взгляд на жизнь. Его ВМР (внутримозговая реальность). Все, что он критикует – относится в первую очередь к нему и к его жизненному опыту (особенно если эта критика не конструктивна).

Например, если он говорит: «оденься приличнее, ты выглядишь пошло» – это значит, что именно в его мировоззрении такая форма одежды воспринимается пошло. В каких-то случаях его мнение может совпадать с мнением большинства, а в каких-то нет. Но в любом случае это будет характеристика именно его ВМР (внутримозговой реальности). 

Если вас это сильно задело, значит и у вас есть такой же стандарт, такое же убеждение. Загляните внутрь себя. Понаблюдайте. Найдите его (этот свой стандарт) и поймите действительно ли он полностью схож? А если да, то почему вы ему не следуете?

И с другой стороны, если вы встречаете человека, который крайне болезненно реагирует на ваши замечания или указания, знайте: в прошлом у этого человека был опыт, где его достаточно сильно унижали (и не важно: мама ли это была, или папа, или ровесники в школе и тд). Относитесь к нему чуть снисходительнее, понимая, что его острые реакции в большинстве своем относятся не к вам.

И научитесь выражать критику не касаясь личности, а только лишь действий. Так будет гораздо продуктивнее. Почувствуйте разницу между «ты – толстая!» и «ты никогда не следишь за своей диетой и не занимаешься спортом!». В первом случае есть желание спорить, а во втором – доказывать действиями обратное.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *