Польза и вред фильмов ужасов

История из детства: раньше я был большим любителем фильмов ужасов. Я их смотрел много и все подряд. У меня была установка, что чем больше я их пересмотрю, тем смелее стану. Я буду знать все самое плохое, что со мной (или вокруг меня) произойдет и буду к этому готов. Это даст мне непоколебимую уверенность на любой случай в жизни.

Но однажды я ушел в поход в лес. Стемнело. Мы развели костер и я сидел в компании друзей. Зашла речь про фильмы ужасов и я стал бравировать, что, видел все и меня ничем не удивишь. Друзья приняли это как аксиому, похвалили меня и тема плавно перетекла в другое русло. А чуть спустя мне захотелось отойти в туалет. И вот я встал и отдалился от костра и друзей в незнакомый темный лес, и чем дальше я отходил, тем больше страхов всплывало в моей голове.

Каждое дерево казалось подозрительным предметом. Каждый куст (его смутный силуэт) – потенциальным убийцей и затаившимся нападающим. Страх мой рос с каждым шагом, отдаляющим меня от костра и друзей. И тогда я отчетливо понял, что я боюсь даже не деревьев или кустов, а тех образов, которые я увидел в фильмах ужасов. Я боюсь тех вампиров, психопатических клоунов с окровавленным ртом, бледных девочек с поникшей головой и тд. Всех тех, которых я в изобилии насмотрелся в фильмах ужасов, я представлял в каждом кусте и дереве. Оказалось, что я больше боялся своего воображения, чем реальных угроз. И после этого понимания я твердо решил, что фильмы ужасов мне не идут во благо. И перестал их смотреть.

Эта позиция сохранилась до сих пор. Я не вижу смысла в просмотрах фильмов ужасов. Более того, я сам имею режиссерское образование (моя короткометражная работа была даже на Каннском кинофестивале 2015 года) и знаю как именно их нужно создавать. Я знаю внутреннюю начинку фильмов ужасов. Я знаю как должен быть устроен сюжет, чтобы он пугал. И именно это знание дает мне еще больше аргументов, чтобы больше их не смотреть.

Задача режиссера – вызвать страх. Естественно, основной и самый сильный страх – это страх смерти. Потом – страх боли. Все, что наша психика может предсказать, как заканчивающееся смертью или болью – нас пугает.

Угроза боли или смерти держит в напряжении, а неожиданность в сюжете поддерживает интерес и создает эффект запечатления. Следовательно, чтобы фильм получился, нужно весь сюжет строить так, чтобы зритель зависал в ожидании плохого финала, куда периодически нужно вставлять неожиданные повороты. Саму неожиданность сценарист вынужден выдумывать, а значит часто вводить такие события, которые в жизни не встречаются (или встречаются очень редко), что и создает эффект неожиданности.

Мы же (зрители) глядя на такой ход событий запоминаем его как один из возможных вариантов и запечатлеваем его, после чего начинаем его отслеживать в реальной жизни. Результат: мы начинаем больше тревожиться и бояться, подсознательно ожидая то, что в жизни вряд ли случится. Растет тот волк, которого кормим.

Но самое интересное в том, что предложенные к просмотру поворотные линии в жизни редки (если вообще возможны), а значит, мы начинаем тревожится на пустом месте. Просто так раскачиваем лодку своей эмоциональной стабильности.

Поэтому я вам не советую смотреть фильмы ужасов. Пользы от них нет (ну или очень мало).

Почему же тогда они так популярны?

Не путаем популярность с полезностью. Легализуй мы наркотики, они тоже были бы популярны. А почему тогда многих людей тянет к фильмам ужасов и есть даже те, которые после их просмотра чувствуют себя лучше?

Есть такие. Это правда. И объясняется это просто. Люди, которые в своей обычной жизни испытывают бессознательную тревогу (см. предыдущий пост) не знают как правильно из нее выйти. А фильмы ужасов раскачивают это состояние (находят резонанс-соответствие, так как весь фильм ужасов строится на тревоге), а по финалу когда приходят к хэппи энду, то дают ту самую удовлетворенность зрителю ну если и не хэппи энду, то как минимум дают завершение истории. 

В драматургии это называется развязкой. Есть развязка – есть разрядка. Без этого, обязательного элемента любого художественного фильма, кино было бы просто не интересным и по ощущению «незаконченным». Именно от развязки фильмов может наступать временное облегчение как своеобразное решение и для личной бессознательной тревоги. Но это решение – не эффективное. Это сублимация проблемы. По-настоящему решение можно найти только покопавшись уже в своих личных страхах и тревогах (разгребая свое прошлое), и грамотно сделать это можно в процессе психотерапии.

Те же фильмы, которые не содержат развязку (а тем более хэппи энд), облегчение не приносят. Они оставляют зависать состояние тревоги. И тогда они не приносят состояние удовлетворенности и больше подходят для тех, кому просто скучно. У кого и так все хорошо в жизни. Но смею вас заверить, в жизни есть и более интересные способы времяпрепровождения, чем впитывание образов страха, поэтому мое мнение – если хочется развлечь себя фильмом ужасов – развлекайте (кто ж вам запретит), но пользы это не принесет, кроме временного, сублимированного облегчения для людей с подсознательной тревогой. 

Если у вас есть вопросы, задавайте в комментариях. Или обращайтесь лично.

Руслан Котковец.

Если вам понравилась статья поделитесь ей с друзьями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *